Лопнул ли пузырь фильтров в поисковых системах?

Исследование показало, что политическая идеология играет большую роль, чем алгоритмы

Политическая идеология и выбор пользователя, а не алгоритмическая курация, являются основными факторами, определяющими вовлеченность в ангажированные и ненадежные новости, предоставляемые Google Search, согласно исследованию, проведенному в соавторстве с преподавателями Ратгерского университета, опубликованному в журнале Nature.

В исследовании рассматривается давняя проблема, связанная с тем, что цифровые алгоритмы учатся на предпочтениях пользователей и выдают информацию, которая в основном соответствует их взглядам и предубеждениям. Однако результаты поиска, показанные демократам, мало отличаются по идеологии от результатов, показанных республиканцам, обнаружили исследователи. Идеологические различия проявляются, когда люди сами решают, на какие результаты поиска нажать или какие сайты посетить.

Результаты показывают, что то же самое верно и в отношении доли низкокачественного контента, показываемого пользователям. Количество контента не сильно различается среди приверженцев разных партий, хотя некоторые группы, особенно пожилые участники, которые относят себя к «сильным республиканцам», более склонны к его просмотру.

Кэтрин Огнянова, доцент кафедры коммуникации в Рутгерской школе коммуникации и информации и соавтор исследования, сказала: «Алгоритмы Google действительно иногда выдают результаты, которые являются поляризующими и потенциально опасными. Но наши результаты свидетельствуют о том, что Google выдает этот контент равномерно среди пользователей с разными политическими взглядами», — сказала Огнянова. «В той степени, в которой люди пользуются этими сайтами, это в значительной степени основано на личных политических взглядах».

Несмотря на решающую роль, которую алгоритмы играют в потреблении людьми новостей, лишь немногие исследования были посвящены веб-поиску, и еще меньше исследований сравнивали экспозицию (определяемую как ссылки, которые пользователи видят в результатах поиска), следование (ссылки из результатов поиска, которые люди решают посетить) и вовлеченность (все сайты, которые пользователь посещает во время просмотра веб-страниц).

Часть проблемы заключается в измерении активности пользователей. Отслеживание посещений сайтов требует доступа к компьютерам людей, и исследователи обычно полагались на более теоретические подходы, чтобы предположить, как алгоритмы влияют на поляризацию или толкают людей в «фильтрующие пузыри» и «эхо-камеры» политических крайностей.

Чтобы устранить эти пробелы в знаниях, ученые из Ратгерского, Стэнфордского и Северо-Восточного университетов провели двухволновое исследование, объединив результаты опроса с эмпирическими данными, собранными с помощью специально разработанного расширения для браузера, для измерения воздействия и вовлеченности в онлайн-контент во время выборов в США в 2018 и 2020 годах.

Исследователи привлекли 1021 участника, которые добровольно установили расширение для браузеров Chrome и Firefox. Программа записывала URL-адреса результатов поиска Google, а также истории Google и браузера, предоставляя исследователям точную информацию о том, с каким контентом и в течение какого времени взаимодействовали пользователи.

Участники также заполнили анкету и сообщили о своей политической идентификации по семибалльной шкале от «убежденного демократа» до «убежденного республиканца».