Активные занятия в детском саду воспитывают эмоциональные навыки уже к 10 неделям, показало исследование

В Финляндии растет озабоченность по поводу благополучия детей и подростков и их растущего неравенства. Образование и уход за детьми младшего возраста обеспечивают среду, в которой эти проблемы могут быть решены как можно раньше, в частности, путем поддержки социально-эмоционального развития детей.

Социально-эмоциональное развитие означает, среди прочего, развитие эмоциональных и интерактивных компетенций детей.
Исследований по этой теме в Финляндии по-прежнему мало

«Несмотря на то, что существуют международные исследования по поддержке социально-эмоционального развития, научных данных о влиянии мер поддержки все еще мало. В нашем проекте мы хотели изучить влияние двух финских методик, разработанных для использования в детских садах», — говорит постдокторский исследователь Силья Мартикайнен.

В исследуемых детских садах использовалась SAGA — методика совместного чтения рассказов, разработанная профессором Мирьям Калланд, при которой детей поощряют определять мысли и эмоции героев рассказов и описывать их.

Другой используемый метод представлял собой художественные занятия, построенные вокруг анимационного персонажа по имени Пиккули, созданного Метсамарья Айттокоски, а в качестве материала использовались эпизоды мультсериала, книги и музыка. Для развития эмоциональной компетентности также использовались карточки с эмоциями Пиккули. Воспитатели детей младшего возраста были обучены проведению обоих вмешательств.

Оба вмешательства способствовали развитию детей

В течение 10 недель в исследовании приняли участие 150 детей из 15 различных групп детского сада. В это время социально-эмоциональное развитие детей, участвовавших в сеансах вмешательства, сравнивалось с развитием группы, занимавшейся обычными занятиями в малых группах.

Исследование показало, что оба вмешательства, SAGA и Pikkuli, усилили способность детей помогать и поддерживать других детей и уменьшили интернализационные проблемы, включая замкнутое поведение и симптомы депрессии и тревоги.

Кроме того, у детей, участвовавших в занятиях SAGA, улучшилась социальная ориентация в отношениях, а также уменьшились трудности с концентрацией внимания и конфликты с другими людьми. В контрольной группе изменений в этих областях не наблюдалось.
Положительный опыт вмешательства среди воспитателей детей младшего возраста

Опыт воспитателей детей младшего возраста был положительным.

«Сотрудники, участвовавшие в интервенциях SAGA, заявили, что модель стала легко внедряемым дополнением во время обычных занятий по чтению. Глубокие размышления детей об эмоциях даже удивили персонал», — говорит Калланд.

Опыт сотрудников, участвовавших в мероприятиях Pikkuli, также был положительным. По словам Метсамарии Айттокоски, создателя Pikkuli, сотрудники почувствовали, что во время исследования у детей повысилась способность говорить об эмоциях.

«После исследования модель Pikkuli была доработана, а содержание расширено на основе полученных результатов», — добавляет Айттокоски.